История Серафимовского храма села федино

ПОСТРОЙКА

1909-1913 годы
Усадьба Федино на рубеже XIX – ХХ веков принадлежала П.Д. Ахлёстышеву. В годы русской революции 1905 – 1906 гг. в его жизни произошли какие-то особые события. Вот как он их описывает: «Мысль о строительстве церкви возникла в 1905–1906 году. Вследствие смуты того времени я находился в самых тяжёлых имущественных условиях, из которых вышел самым неожиданным образом. И как я глубоко верую, благодаря предстательству преподобного Серафима – я тогда же решил для прославления памяти построить храм». Кроме этого, Павел Дмитриевич планировал в нижнем этаже, под храмом, устроить семейную усыпальницу.

Проект храма разрабатывался архитектором В.В. Сусловым. Владимир Васильевич Суслов (1857 – 1921) работал в основном в Санкт-Петербурге и был больше известен как выдающийся исследователь и знаток русского зодчества, теоретик, реставратор и педагог.

Официальной датой постройки храма принято считать 1912 год. Но не все работы были закончены к этому времени. В отчёте о строительстве церкви, опубликованном в журнале «Зодчий» за 1914 год, автор проекта В.В. Суслов пишет: «За исключением иконостаса и росписи внутренних стен, что отложено до 1915 года, церковь окончена постройкою в 1913 году».

К этому времени девятиглавая, богато украшенная полихромной майоликой, покрытая глазурованной черепицей, напоминающей черепицу Московского кремля, чрезвычайно живописная церковь обрела законченный внешний вид. Предстояла большая работа: необходимо было установить иконостас, расписать своды и стены… Однако все планы перечеркнула война 1914 года. Храм так и не открылся.
УНИКАЛЬНОСТЬ
В.В. Суслов часто посещал русский Север, и там он вдохновился мотивами деревянного зодчества. Но сама эпоха – русский модерн, время эклектики – оказала на Суслова наибольшее влияние. Храм преподобного Серафима Саровского – один из лучших образцов модерна в его неорусском стиле, где сплелись традиции русского зодчества с последними достижениями архитектурной мысли и строительной техники начала ХХ века. Бесстолпный храм на высоком подклете имеет ступенчатую пирамидальную композицию. Высокий четырехгранный шатер центрального объема четверика завершается луковичной главой. Здание храма сложено из кирпича. Наружные поверхности кирпичных стен во время постройки храма были выбелены за два раза белой известью на коровьем молоке. Архитектура этого небольшого, компактного храма насыщена пластикой форм и очень живописна. Шатёр и кровли щипцов были покрыты керамической поливной городчатой черепицей. За образец формы черепицы и цвета взяты старинные черепицы с московских кремлевских башен.

Вход в храм осуществляется через крыльцо с аркадой на четырёх круглых столбах из песчаника, по боковой лестнице. Гладкие плоскости стен украшены майоликой холодных тонов: рельефный орнамент заполняет тимпаны фигурных наличников, образует нарядный фриз. Декоративный ансамбль дополняют керамические иконы патрональных святых в киотах – апостола Павла и мученицы Зинаиды – и майоликовая композиция «Спас Нерукотворный» в тимпане крыльца, исполненные художником С.Т. Шелковым. Черепица и все майоликовые работы были исполнены на заводе «Кикерино» близ Петрограда, фирмой Гельдвейнъ-Ваулинъ.

Под звонницей, с северной стороны галереи был вход в подвальный этаж храма.
СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
1917-1997 годы
В советское время Серафимовский храм был по-прежнему закрыт и служил складом. В течение долгих десятилетий храм подвергался разрушению. Были утрачены центральная глава над шатром и все малые главки. Не сохранилась побелка на кирпичных стенах. Сильно пострадали композиции из майолики. Значительная часть черепицы была сбита. Был разрушен парапет крыльца, утрачены фрагменты каменного декора.

СОВРЕМЕННОСТЬ
1997 - по настоящее время
В 1997 г. Серафимовский храм передали верующим.
В период с конца 1990-х гг. по 2016 год предпринимались локальные реставрационные и противоаварийные работы.
В 2016 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, помощь в восстановлении Серафимовского храма стали оказывать приходы Богородского (Ногинского) и Жуковского благочиний, а также три прихода Воскресенского благочиния.
С этого времени реставрация пошла быстрее. Разработана и утверждена проектная документация, установлены строительные леса вокруг храма, проведены противоаварийные работы, восстановлены кровли, изготовлены купола, установлены новая электрика и отопление.
5 июня 2020 года произошло знаковое событие в реставрации, был установлен главный купол храма.
Все работы выполняются специалистами-реставраторами под авторским и техническим надзором. На каждый вид работ получается отдельное разрешение в Главном управлении культурного наследия Московской области.
Проделана большая работа, но еще многое предстоит сделать. В настоящее время изготавливается керамическая черепица, ведутся работы по проектированию иконостаса, разрабатываются рабочие чертежи на элементы декора. Все работы очень трудоемкие и дорогостоящие.
Приходская жизнь в храме, во время реставрации не прекращается, регулярно проходят богослужения

Made on
Tilda